Цель программы:

  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
  2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

 

Программа предусматривает решение школой следующих задач:

  1. Защита обучающихся от жестокого обращения и насилия, начиная с самого раннего возраста.
  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
  4. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Воспитывая детей,  помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

 

Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:

  1. Право на жизнь - главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

 

Участники программы:

- педагогический коллектив,

- родительский коллектив,

- ученический коллектив.

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

-  формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;

- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

 

Риски:

1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы школы.

3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.

Содержание программы:

 

Мероприятия с педагогическим коллективом.

Педагогические советы:

1.  «Как избежать насилия в школе и в семье»

2. «Духовно-нравственное становление личности. Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия в детской и подростковой среде».

 

Семинары классных руководителей по темам:

1. Формирование у учащихся устойчивых нравственных   идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ.

2.  Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство школы и семьи. Совершенствование воспитательно-профилактической работы.

 

Цель: формирование у классных руководителей установки на применение технологий педагогики поддержки в работе с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

  1. Культурологические проблемы современного образования.

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах  планирования и организации развивающего досуга   учащихся.

 

Мероприятия с родителями.

- индивидуальная консультация классного руководителя, социального педагога, психолога;

- заседание классного родительского комитета;

- классное родительское собрание.

 

 

Тематика классных родительских собраний:

 

Начальная школа:

  1. Эмоциональное неблагополучие детей
  2. Особенности воспитания и родительские отношения;
  3. Истоки домашнего воровства;
  4. Поощрение и наказание;
  5. Детская ложь и её истоки.

 

Вторая ступень обучения:

  1. Психологические особенности детей подросткового возраста;
  2. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;
  3. «Культура» речи современного подростка;
  4. Конфликты в семье и школе;
  5. Досуг подростков.

 

Третья ступень обучения:

  1. Психологические особенности раннего юношеского возраста;
  2. Отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие.

План работы с обучающимися

школы по профилактике жестокого обращения с детьми.

 

п/п

Мероприятия

Сроки и место проведения

Ответственные

1.

Классные часы: «Я и моя семья», «Я и мой мир», «Я и мое окружение»,

«Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения  в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

В течение года

Классные руководители

2.

Проведение психологической диагностики

Постоянно

Педагог-психолог

3.

Изучение курса «Ваши права»

(1-4 классы)

В течение учебного года

Учителя начальной школы

4.

Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка»

В течение учебного года

Классные руководители

5.

Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

Октябрь

Февраль

Педагог-психолог

6.

Посещение семей учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

В течение учебного года

Социальный педагог, классные руководители

7.

Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних.

1 раз в полгода

Заместитель директора по УВР

8.

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.

Постоянно

Социально-психологическая служба, классные руководители

9.

Сотрудничество с ПДН, ОВД, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений.

Постоянно

Заместитель директора по УВР

10.

Сотрудничество с медицинскими работниками села по защите детей от жестокого обращения.

Постоянно

Заместитель директора по УВР,

классные руководители

11.

Проведение урока «Международный день детского телефона доверия»

17 мая

Классные руководители

 

Рекомендации для всех участников образовательного процесса

по работе с обучающимися по преодолению насилия в школе:

 

1.     Включить в план работы с классным коллективом беседы на этические темы, в том числе и обзор материалов в периодической печати на нравственные темы.

2.     Планировать анализ художественных фильмов и прочитанных книг.

3.     Проводить сюжетно-ролевые игры с учащимися.

4.    Составить и обсудить «Правила учащихся», « Кодекс чести ученика» и памятки поведения учащихся в школе и в общественных местах.

5.     Активнее вовлекать учащихся в школьное самоуправление. Активизировать деятельность штаба дисциплины и порядка.

6.     Учителям и родителям, старшеклассникам наблюдать за школьниками младших классов с целью предотвращения актов насилия, оказания помощи жертвам насилия и применения наказания по отношению к нарушителям дисциплины и порядка.

7.     Пресс-центру школы рекомендовать освещать в школьной газете проблемы насилия в школе.

8.     Сделать в классах или в коридорах  школы стенды «Советы и назидания великих», где бы помещались афоризмы, крылатые слова классиков мировой культуры о поступках, манерах поведения, о достоинствах и недостатках человека.

9. Выносить вопросы педагогики ненасилия и воспитания милосердия на заседания МО классных руководителей.

10. Всегда и везде пресекать проявления разных видов насилия с любой стороны. Никогда не забывать о педагогической этике.

 

 

 

Памятка для родителей:

 

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

Памятка учащемуся

ДОРОГОЙ ДРУГ! Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

 

Обязанности человека делятся на 4 рода:

  • обязанности перед самим собой,
  • перед семьёй,
  • перед государством,
  • перед другими людьми вообще.  (Гегель)

1.     Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай , что существует граница между тем, что тебе хочется , и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.     Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.     Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.     Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.     Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

 

Твой классный руководитель.