Сунчугашева Лира Николаевна - учитель химии и биологии. В данном разделе вы сможете найти рабочие программы, открытые уроки и методические разработки. |
18 Март 2013
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аянкинская средняя школа»
«Согласовано» Зам.дир.по УВР _________/П.Б.Хабарова / Протокол № ___от «____» ___________2012 |
|
«Утверждаю» Директор школы __________ /Н.А.Ковчуг/ Приказ № ___ от «___»__________2012 г. |
План работы
классного руководителя 10-11 класса Сунчугашевой Лиры Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2012
Пояснительная записка
Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов, родителей, психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная психолого-педагогическая работа.
Проблема выбора профессии достаточно актуальна. Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у старшеклассников могут возникнуть конфликты с семьей. Родители часто предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Поэтому, необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее важным и интересным является знакомство с перечнем вузов, из которого можно получить информацию о той или иной профессии.
Нужно также отметить достаточно высокую тревожность старшеклассников в отношении своего будущего. Большинство учащихся связывают свое будущее с реализацией профессиональных планов, их беспокоит выбор профессии, и пути ее освоения, тревожит, смогут ли они найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и т.д.
Источником такой тревожности и страхов у учащихся является также их предполагаемая неспособность к конкуренции по окончании школы. Многие испытывают страх не соответствовать требованиям родителей, а затем и рынка труда. Они чувствуют огромное давление из-за необходимости конкурировать в школе и во внешнем мире.
Поэтому одна из актуальных задач классного руководителя – помощь своим воспитанникам в осуществлении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути.
Не менее важной задачей является продолжение воспитания нравственности учащихся. Сегодня обществу нужны люди, активно развивающиеся и серьезно относящиеся к своей деятельности и поведению, нравственно зрелые. Необходимо организовывать и проводить диагностирование уровня нравственной воспитанности учащихся, отбирать необходимые методики, анализировать, обобщать, систематизировать полученные данные, а в результате планировать воспитательную работу с учащимися на основе поставленного педагогического диагноза.
Характеристика класса
В 10-11 классе- комплекте обучаются 6 учеников, из них: 4 девочки и 2 мальчика.
Все учащиеся 10-11 класса имеют сформированную познавательную учебную мотивацию. В классе 2 ударника, неуспевающих учеников в классе нет.
Уровень работоспособности у каждого учащегося индивидуален, зависит от вида и формы деятельности, типа задания и других причин. Уровень самостоятельности в учебной деятельности у 2 учащихся высокий, у 2 средний и 2 ученика имеют низкий уровень. Домашнее задание выполняют систематически 2 ученика.
Интересы учащихся разносторонние. Лидеров в классе и изолированных нет. Класс можно назвать дружным. Каждому из учащихся присуще чувство сопереживания, доброжелательности.
По итогам опроса из 6 учащихся, 4 - определились с выбором профессии и 2 не определились.
Список класса
|
Самоуправление |
|
1.Овчинникова София, командир класса 2.Долган Екатерина, старший дежурный 3.Етыльян Мария, редколлегия 4.Уяган Аграфена, цветовод 5.Рыгун Сергей, физорг 6. Делянский Константин, трудовой сектор |
План работы
Цель воспитательной работы:
воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.
Задачи:
- Обеспечение общего интеллектуального развития личности учащегося.
- Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки.
- Дальнейшее физическое развитие личности.
- Формирование нравственных и гражданских качеств личности.
Основные направления работы
- 1. Учебно – познавательная деятельность
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для совершенствования условий развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении. |
Задачи |
|
Виды деятельности |
1.сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося 2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся 3. Владение основными видами публичных выступлений : высказывание, монолог, дискуссия, полемика. 4. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы -конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления - интеллектуальные бои, ринги, дебаты - научно- исследовательские конференции - факультативы, индивидуальные занятия - участие в предметных неделях - участие в школьных и районных олимпиадах - еженедельная проверка дневников |
Ожидаемые результаты |
Иметь базовые знания по всем предметам Уметь совершенствовать свои интеллектуальные возможности Поддерживать устойчивый интерес к знаниям Уметь работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях |
2. Нравственное и патриотическое воспитание
Цель работы |
Помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
|
Задачи |
1. Формировать у учащихся понятия: жизненные ценности и правила. 2. Формировать у учащихся понятия об этике. 3. Формирование знаний о нравственных качествах личности современного человека.
|
Виды деятельности |
1. Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. 2. Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования. 3. Формирование позитивного отношения к традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы - тренинги нравственного самосовершенствования - дискуссии по нравственной тематике - поисковая работа - организация цикла нравственных бесед
|
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать:
3. Нравственные качества личности современного человека.
|
- 3. Формирование здорового образа жизни
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
|
Задачи |
1. Формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя, табака. 2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 3. Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. |
Виды деятельности |
1. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями - предметниками. 2. Сотрудничество с психологом школы для изучения психического и физического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья. 3. Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. 4. Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы - тренинги физического самосовершенствования - встречи с медицинскими работниками - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме - организация цикла бесед и дискуссий - участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, марафонах |
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать: 1. Последствия наркотической, алкогольной и табачной зависимости. 2. Культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 3. Опыт и традиции предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. |
4. Профессиональная ориентация и трудовое воспитание.
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их профессионального выбора, умения определять свои способности к тому или иному виду деятельности.
|
Задачи |
1. Формирование самостоятельности, самоопределения, самоуправления. 2. Формирование у учащихся знаний о разных типах характера и темперамента. 3. Знакомство учащихся с разными видами профессий.
|
Виды деятельности |
1. Сотрудничество с родителями учащихся. 2. Сотрудничество с психологом школы для изучения индивидуальных особенностей учащихся, их способностей. 3. Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме выбора своей профессии. 4. Организация внеклассных мероприятий, направленных на выявление способностей каждого ученика.
|
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Профессия» - тренинги физического самосовершенствования - организация экскурсий на различные предприятия - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме - организация цикла бесед и дискуссий - тематические и индивидуальные консультации
|
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать и уметь: 1. Оценивать свои способности к тому или иному виду деятельности. 2. Ориентироваться в выборе профессий. 3. Типы личностей, их характеристики. 4. Быть самостоятельным, целеустремленным.
|
Методики, применяемые в работе
Методика 1.«Мое представление о нравственных качествах».
Цель: выявить представления учащихся о таких качествах как: исполнительность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, честность, бережливость, аккуратность, любовь к Родине.
Ход выполнения.
Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.
- Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»
- Какого человека можно назвать трудолюбивым?
- Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.
- Аккуратный человек – это ________________________
- Бережливый человек – это ________________________
- Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?
Обработка результатов.
Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:
- низкий уровень (неправильное представление о качестве)
- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)
- высокий уровень (правильное представление)
Методика 2.Этикометрия
(для учащихся 10-11 классов, автор В.М. Шепель)
Цель: получить более полный банк данных об учащихся.
Ход выполнения: этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.
- Мои основные ценности – это __________________________
___________________, потому, что _____________________.
- Наиболее устойчивыми моими целями являются __________,
Потому, что _________________________________________.
- Мои повседневные привычки __________________________,
___________________, потому, что _____________________.
- Я могу написать о своих родителях _____________________
__________________, ласковых слов, потому, что _________.
- Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека_____________________________________________
потому, что _________________________________________.
Методика 3.«Памятные даты моей жизни».
Цель: данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Ход выполнения: учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:
Дата |
Событие |
|
|
Методика 4.Социометрия.
Цель: получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.
Ход выполнения:
Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.
- У меня __________ друзей потому, что ________________.
- У одноклассников я вызываю ________________________
___________(симпатию, антипатию) потому, что ________.
- Ко мне обращаются за помощью и советом _____________
___________(часто, редко) потому, что ________________.
- Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что
__________________________________________________.
- При виде плачущего человека я _______________________
_______________, потому, что ________________________.
Методика 5. «Социометрия»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Ход выполнения:
Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
- У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок?
- Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
- Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть трое. Кого ты предпочтешь?
Методика 6. Анкета «Наркотики и подросток»
- Много ли у тебя свободного времени?
- да;
- нет.
2.Как ты учишься?
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- плохо.
3. Чем занимаешься в свободное время?
- читаю;
- занимаюсь в спортивной секции;
- занимаюсь в кружке, изостудии;
- смотрю телевизор;
- слушаю музыку;
- собираемся со сверстниками на улице, у кого- нибудь дома;
- что-то другое ( указать что).
4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?
- да
-нет
- затрудняюсь ответить.
5. Предлагали ли тебе когда – нибудь наркотики?
-да
-нет.
6. Если предлагали, то кто?
-приятель
- одноклассник
-родственник
- незнакомый человек
- знакомый, сам употребляющий наркотики
7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?
-да
- нет
8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?
-да
-нет
- знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики
- знаю, но со мной этого не случится
9.Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков7
- достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления
- осознанием гибельности пути употребления наркотиков
- запретом со стороны родителей и взрослых
-ужесточением законов
- другое ( что именно)
- затрудняюсь ответить
10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?
- друзьям
- людям, испытавшим на себе действие наркотиков
- знакомым
- работникам правоохранительных органов
-родителям, родственникам
- одноклассникам
- учителям
-средствам массовой информации
- другое ( укажи)
11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?
- вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков
- вызывает желание попробовать
- не влияет на мое отношение к наркотикам
- затрудняюсь ответить
12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?
-да; - нет.
13. Где бы ты хотел получить эту информацию?
- в школе
- от родителей
- из телепередач
- из специальной литературы
- другое ( укажи)
14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?
- сообщил бы родителям
- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер
- сообщил бы классному руководителю
- поговорил бы с другом и предложил свою помощь
- ничего бы не сделал, это личное дело
- другое ( укажи).
Методика 7.Анкета для учащихся
Допустимы ответы: да, нет, иногда
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
- Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по личным делам?
- интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным учебным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?
- Знают ли родители ваши друзей?
- Участвуете ли в хозяйственных делах вместе с родителями?
- Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
- Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
- Участвуйте ли вы в подготовке семейных праздников?
- Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы в семье с вашим участием телевизионные передачи, к/ фильмы?
- Бываете ли вы с родителями в кино, СДК?
- Совершаете ли вы вместе с родителями прогулки, выезд на рыбалку?
- нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?
Методика 8. Анкета для родителей.
Допустимы ответы: да, нет, иногда
- .Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- .Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуете ли дети в хозяйственных делах вместе с вами?
- Проверяете ли вы, как они приготовили уроки?
- Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на детских праздниках, или предпочитают проводить свои праздники без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи, к/ фильмы?
- Бываете ли вы с детьми в кино, СДК?
- Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, выезд на рыбалку?
- Стремитесь ли вы проводить отпускное время вместе с детьми
Оцените результаты, за каждое «да» - 2 балл, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Направления работы |
Мероприятия |
Учебно-познавательная деятельность
|
Классные часы: «Образование – путь к успеху», «Достойные цели и пути их достижения» «На пороге нанореволюции» « Ты и твоя будущая профессия» «Учись учиться»
«Развитие интеллектуальных способностей через дистанционное обучение». О важности участия в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах. Участие в НПК, олимпиадах, предметных неделях Интеллектуальные игры Мониторинг знаний. Тренинг «Методы работы с источниками информации» |
Нравственное и патриотическое воспитание
|
«Профилактика правонарушений».беседа «Нравственное здоровье человека – нравственное общество», беседа «Основные законы бесконфликтного существования в классе», ситуативная игра «Истории любви великих людей», классный час «Природа и человек на духовном уровне» Час вопросов и ответов «Любовь» Диагностика уровня развития нравственных качеств личности Образовательный час «Личность. Познай себя»Диагностика «Мой тип темперамента» « Коллективизм: за или против?» деловая игра. «Я и моя Родина», беседа Психологические тренинги « Как правильно готовиться к ЕГЭ», «Как стать успешным» тренинги совместно со школьным преподавателем - психологом. Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения?» Встречи с участниками локальных войн.
|
«Здоровый образ жизни» |
Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек» Классный час «Аксиомы алкоголя» Товарищеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу Диагностика алкогольной и наркотической зависимости (педагог-психолог) Школьные праздники «День здоровья» Уроки безопасности. «Здоровый образ жизни», лекции
|
Профориентация и трудовое воспитание |
Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов» Трудовые десанты |
Работа с родителями |
Родительские собрания «Режим дня старшего школьника и подготовка к экзаменам» «Роль семьи в воспитании детей» «Выбор профессии и помощь родителей» Итоговое родительское собрание |
Режим работы
Понедельник – коррекция плана работы на неделю
Вторник – подготовка к классному часу, мероприятиям
Среда – Часы общения, мероприятия
Четверг – работа по благоустройству кабинета
Пятница – проверка дневников, учет посещаемости, успеваемости